ООО «ПраймКом»

+7 (812) 401-6-501
Меню:

IT-аутсорсинг компаний

Современный русский язык обогатился недавно еще одним термином, позаимствованным из английского. Аутсорсинг – многие его слышали, некоторые даже употребляли, но, как показывает практика, мало кто понимает значение этого слова, и еще меньшее количество применяет аутсорсинг в своей деятельности. Между тем аутсорсинг (от английского outsourcing – внешний источник) – это просто передача некоторых функций другой компании для выполнения. Чаще всего это компании, специализирующиеся в этой области, и передача деятельности им обусловлена высоким качеством исполнения и более низкой стоимостью по сравнению с выполнением работ «собственными силами». Упрощая формулировку можно сказать, что аутсорсинг – это наем подрядчика для постоянного выполнения какого-либо вида работ.

Чтобы лучше понять, что такое аутсорсинг, давайте рассмотрим его на практическом примере. Одним из наиболее распространенных видов аутсорсинга является IT-аутсорсинг. Для небольшого предприятия, у которого имеется 5-6 компьютеров и локальная сеть, не имеет смысла нанимать отдельного специалиста для слежения за оргтехникой. Ведь в таком случае ему придется платить заработную плату, обеспечить его рабочим местом, телефоном. А эффективность использования его труда будет крайне низкая – не так уж часто возникает необходимость в его услугах. К тому же, нет никакой гарантии, что отличный специалист по программному обеспечению, настройке компьютеров и локальным сетям окажется достаточно сведущим, чтобы заниматься еще и телефонами, и оргтехникой. В итоге, есть работник, есть затраты, а отдача низкая. В этом случае гораздо дешевле и эффективнее заключить договор на комплексное обслуживание с компанией, специализирующейся как раз в области обслуживания компьютеров и оргтехники. Оплатив раз в месяц оговоренную сумму, получаем профессиональное обслуживание.

Следует обратить внимание на один существенный момент – очень часто аутсорсинг путают с услугами сервиса и поддержки. Разница между ними заключается в том, что аутсорсинг предполагает постоянную бесперебойную поддержку на протяжении всего периода оговоренного в контракте, а сервис и поддержка носят эпизодический характер. То есть сервисное обслуживание подразумевает вызов специалиста для конкретных работ и оплаты сделанного объема работы. При аутсорсинге оплата производится один раз в начале или конце всего периода действия контракта.

В России наибольшее распространение получили следующие виды аутсорсинга – бухгалтерский учет, транспортные услуги, и уже немного рассмотренный нами IT-аутсорсинг. Теоретически сторонним исполнителям можно передать на аутсорсинг любые виды деятельности. Но с практической точки зрения есть более и менее целесообразные для аутсорсинга виды деятельности. Опять же, для того чтобы передавать кому-либо деятельность, нужно чтобы была компания-исполнитель. А компании-исполнители появляются только в тех секторах бизнеса, где аутсорсинг выгоден обеим сторонам: и фирме-заказчику и фирме-исполнителю. В последнее время аутсорсинг получает все большее распространение, благодаря положительному опыту компаний, испытавших, как говорится, «в деле» этот новый для нашей страны вид бизнеса. Хорошим полем деятельности для аутсорсинга оказалось предоставление услуг по переводу текстов с иностранных языков. У компаний, регулярно сталкивающихся с небольшими объемами текстов, требующих перевода, теперь нет необходимости держать штатного переводчика – достаточно заключить контракт, с одним из агентств, и выгода видна невооруженным взглядом – компания получает качественный перевод в кратчайшие сроки и по вполне доступным ценам.

Примерно такая же ситуация с первопроходцем аутсорсинга – бухгалтерским учетом. Этот вид, выросший из привлечения внештатных специалистов для разовых работ, в данный момент является, чуть ли не повсеместно применяемым на небольших предприятиях. Обусловлено это тем фактом, что бухгалтерскую отчетность приходится регулярно сдавать всем без исключения предприятиям, даже не ведущим активную деятельность.

Транспортные компании освоили рынок практически в то же время, а может быть и раньше бухгалтеров. Вполне логично, что большинству компаний проще заключить договор о регулярных перевозках, чем держать собственный парк автомобилей, водителей, тратить деньги на ремонт и техническое обслуживание, платить дополнительные налоги.

Возвращаясь к IT-аутсорсингу, хотелось бы заметить, что это понятие несколько шире, чем просто обслуживание потребностей компании в IT-специалистах. Сюда же обычно включают передачу компании-аутсорсеру видов деятельности основанных на использовании программных продуктов, техники и оборудовании аутсорсера. Что интересно, Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по внешнему аутсорсингу в области разработки программного обеспечения. Впрочем, это выходит за рамки рассматриваемого нами IT-аутсорсинга для потребностей предприятий малого и среднего бизнеса.